Методы театральной педагогики

Страница 1

На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог обретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, природы творческого процесса.:

Применению игровых и театральных технологий в процессе образования посвящены несколько важных методологических работ. Более 10 лет назад сотрудниками научно-исследовательского института, тогда еще носившего название «НИИ художественного воспитания АПН СССР», А.П. Ершовой и В. Букатовым была разработана программа «Социоигровая педагогика». Авторами была предложена оригинальная методика организации познавательной деятельности детей на основе принципов коллективной игры, что способствовало стимулированию учебной мотивации. В центре внимания авторов также тема применения опыта театральной педагогики в деятельности учителя. Кроме этого, А.П. Ершова является автором многочисленных игровых развивающих упражнений для детей, разработанных ею на основе комплекса упражнений, лежащих в основе учебного актерского тренинга.

В рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» в 1993 г. вышло учебное пособие В.А. Ильева «Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла школьного урока» для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. Эта работа, безусловно, является этапной в области осмысления и методологической разработки применения опыта театральной педагогики в процессе образования. Рассматривая некоторые аспекты игровой природы актерского искусства в связи с вопросами технологии режиссерского построения школьного урока, автор предлагает вниманию учителя методику организации открытого режиссерского действия и методику организации взаимодействия с учащимися с опорой на основы театральной педагогики.

Несмотря на богатый методический материал, разработанный в практике театральной педагогики, а также интересные и важные разработки в области использования опыта театральной педагогики в образовании, до настоящего времени практика подготовки и переподготовки учителей в этом направлении не получила системного характера.

Поэтому мы представляем один из аспектов новой образовательной парадигмы в виде идеала профессиональной культуры учителя, который осмыслен как единораздельная целостность, гармонично сочетающая четыре образа: культуры познания, культуры труда, культуры общения, культуры самосовершенствования. А профессиональное развитие учителя происходит в контексте актуализации использования театральных технологий в образовательном процессе, через развитие его творческого потенциала на основе овладения элементами творческого самочувствия и технологии эффективного взаимодействия и формирования навыков создания содержательной творческой образовательной среды урока на основе принципов театральной педагогики (режиссура урока, способы создания творческой атмосферы).:

Любому учителю необходимо уметь:

– продуктивно строить взаимоотношения с партнером, чувствовать интерес партнера, входить в поле интереса партнера, уметь «встроить» свои идеи в диалоговое пространство;

– ассоциативно мыслить для того, чтобы находить общие смысловые поля в интегративном пространстве различных предметных областей;

– обладать внутренним видением и предвидением; уметь моделировать в воображение предполагаемый результат.

Следовательно возникает вопрос: «Должен ли учитель быть артистом?». Несомненно, ведь лучшие учителя всегда обладали артистическими способностями. «Он прекрасный учитель, настоящий артист!», – нередко можно услышать про талантливого учителя, да и саму педагогику нередко называют театром одного актера.

Каков же арсенал средств общения, которые может использовать с этой целью учитель?

1. Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, паузация, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.

2. Экстралингвистические средства: смех, вздохи, касания, имидж учителя, выразительность и обаяние его поведенческих проявлений.

3. Кинетическое средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, физическая позиция, физические действия, визуальный контакт.

4. Проксемические средства: пространственные передвижения и расположение в пространстве, расстояние между коммуникантами.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме
На протяжении многовековой истории в Древнем Риме сложилась своеобразная практика семейного и школьного воспитания и образования. Длительное время в римской семье сохранялись воспитательные традиции родовой общины, тем не менее характер домашнего воспитания зависел в первую очередь от того, какое п ...

Методика исследования успешности старшеклассников
В настоящем исследовании проводилось изучение успешности старшеклассников 10 "б" класса на обоих этапах в течение 2005/2006 учебного года в средней школе № 10 города Красноярска. Целью исследования было повышение уровня успешности старшеклассников средствами внеурочной деятельности. Для п ...

Комплекс основных упражнений, используемых при занятии с дошкольниками с различными формами детского церебрального паралича
I. Упражнения для формирования вертикального положения головы. И. п. лежа на спине: при помощи погремушки, яркой игрушки или щелкания пальцами стимулировать повороты глазами и головой влево-вправо, круговые движения по часовой стрелке и против, сгибание и разгибание головы. То же, но с подложенным ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.probest.site