Психолого-педагогические проблемы развития сюжетной игры у дошкольников

Материалы » Организация методической работы по руководству сюжетными играми детей 5-го года жизни » Психолого-педагогические проблемы развития сюжетной игры у дошкольников

Страница 1

Проблемы игры как формы организации жизни и деятельности детей постоянно находятся в центре внимания педагогов и психологов.

Большинство отечественных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Г.В. Плеханов, изучая проблему происхождения искусства в человеческом обществе, пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю, и она возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. По мнению Г.В. Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. Труд, охота, войны с другими племенами – все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Затем появилась потребность еще раз пережить эти чувства, и это побуждало первобытного человека к обрядовым пляскам и играм. Таким образом, игра связана с искусством, и сначала был труд, а потом это нашло отражение в играх и искусстве.

В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Таким образом, игра служит средством передачи культурных приобретений старшего поколения младшему, подготавливает детей к труду. В этом заключается социальное назначение игры. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, так как дети отображают в игре то, что их окружает.

Мысли Г.В. Плеханова получили развитие в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Игра социальна по своему происхождению, т.е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе. Д.Б. Эльконин вывел гипотезу о том, что в истории человечества детская игра возникает на определенной стадии развития общества. Усложнение производства, с одной стороны, делает невозможным участие ребенка в реальной социальной производительной деятельности, а с другой – требует от него ориентировки в системе задач, ролей и правил поведения во взрослом обществе. Сюжетная игра, по мнению Д.Б. Эльконина, является особой символико-моделирующей деятельностью, позволяющей осуществить эту ориентировку. Гипотеза ученого была выдвинута на основе анализа историко-этнографических материалов.

Анализ исследований (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая и др.) позволяет сделать вывод о том, что в дошкольном детстве сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью, в которой создаются наиболее благоприятные условия для общего психического, в том числе интеллектуального и личностного развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра как никакая другая деятельность приближает ребенка к миру взрослых, моделирует их отношения.

Р.И. Жуковская рассматривала игру как средство воспитания. По ее мнению, игра – это форма индивидуального, творческого отражения действительности, условного ее преобразования, средство всестороннего воспитания. Р.И. Жуковская разработала теорию и методику развития речи детей в играх; развития воображения; формирования интересов детей, волевых черт характера, таких, как целеустремленность, самостоятельность; воспитание волевых черт характера у детей робких, рассеянных, недисциплинированных; воспитания чувства коллективизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Методика исследования успешности старшеклассников
В настоящем исследовании проводилось изучение успешности старшеклассников 10 "б" класса на обоих этапах в течение 2005/2006 учебного года в средней школе № 10 города Красноярска. Целью исследования было повышение уровня успешности старшеклассников средствами внеурочной деятельности. Для п ...

Проявления нетерпимости
- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; - игнорирование (отказ в беседе, в признании); - негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характ ...

Лексические игры
Данные игры преследуют цели: — тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; — активизировать речемыслительную деятельность учащихся; — развивать речевую реакцию учащихся; — познакомить учащихся с сочетаемостью слов. Ряд игр предназначен для тренир ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.probest.site