Концепция музыкального образования

Страница 2

Постижение лучших образцов классической, народной, духовной и современной музыки, знаний, раскрывающих прежде всего интонационную, жанровую, стилевую природу музыкального искусства и музыкального творчества, способно сыграть свою эстетическую, образовательную и воспитательную роль лишь в том случае, если услышанная музыка глубоко переживается и осмысливается детьми.

Весь искусно сочетаемый спектр форм и видов музыкальных занятий должен быть направлен на то, чтобы дать возможность каждому ребенку испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как притягательное, обладающее особой эмоциональной силой искусство. Важно стремиться к тому, чтобы кульминацией каждого урока становилось глубокое «проживание» детьми подлинно художественного музыкального произведения. Такой подход дает возможность ребенку искать свой путь в мир музыкального искусства.

Начальная школа в концепции отечественного музыкального образования рассматривается не как подготовительный период, а как неразрывная и важнейшая часть всей музыкальной культуры школьника, всех ее содержательных составляющих: опыта эмоционально-эстетического отношения к музыке, опыта творческой музыкальной деятельности, «очеловеченных» музыкальных знаний, формирования умения слышать музыку и развития разнообразных исполнительских навыков.

Вот почему уже в начальной школе музыкальное обучение и воспитание должно осуществляться учителем музыки — профессионалом. Только при этом условии возможно становление подлинной музыкальной культуры учащихся в основной школе, эффективное овладение «Мировой художественной культурой» и другими предметами гуманитарного, художественного цикла.

В основной школе спектр обозначенных выше путей и методов становления музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры принципиально сохраняется. Однако в этот период на основе приобретенного учащимися опыта интонационно-образного мышления, восприятия жанровой основы искусства необходимо акцентировать внимание на постижении музыкального образа, нравственно-эстетическом потенциале музыки, развитии музыкально-познавательных способностей, повышении у детей интереса к высшим достижениям мирового музыкального искусства, познании особенностей современного музыкального языка, все более широких и глубоких связей музыки с историей, художественной литературой, изобразительным искусством. И на этой основе развивать культуру чувств и эстетический вкус (в том числе по отношению к популярной массовой музыке).

В основной школе важно организовать изучение музыкальной драматургии как процесса диалектического усвоения богатого жизненного материала (по формуле «Законы музыки — законы жизни»). Именно музыка, в силу ее особой способности воплощать в художественных образах сложные перипетии реальности, может наиболее эффективно психологически адаптировать подростков к ценностям и противоречиям большого мира.

Активное сочетание индивидуальных и коллективных видов музыкального восприятия и творчества в подростковый период укрепляет социальные параметры формирующейся личности на самом глубинном, интуитивно-эмоциональном уровне, дает ощущение ценности не только Я, но и Мы через опыт интонационно-образного взаимодействия.

Большое внимание следует уделить современным способам общения с музыкой, применяя компьютерную технику, электронно-музыкальные инструменты и т.д.

В старших классах музыка включается в исторический контекст. В этот период обучения вводятся представления об исторических стилях в музыке и других видах искусства. Все более выявляется гуманистическая сущность музыки, благодаря чему старшие школьники оказываются готовыми к восприятию сложных музыкальных произведений как высших достижений человеческого духа. В старших классах используется весь накопленный на предыдущих ступенях музыкального образования опыт, рассказывается о синтезе различных искусств, осваиваются универсалии общехудожественного языка и эстетического отношения к миру в целом. Усиливается акцент на самостоятельную музыкально-образовательную деятельность подростков, на более углубленные занятия музыкой в тех формах, к которым учащиеся проявляют наибольший интерес. Особое значение приобретает освоение ими современных способов синтезирования звуков, всех технических и электронных средств общения с музыкой в современных условиях.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Социально-педагогическая деятельность в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних
Социально – педагогическая деятельность еще только начинает свое становление как особое направление социальной работы в РФ. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь в начале 90 - х гг. ХХ века. Тем не менее, социальный педагог сегодня - одна из ключевых фигур в учрежд ...

Экологическое воспитание и образование школьников
В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонени ...

Программа музыкальных мероприятий, ориентированных на воспитание чувства сострадания в младшем школьном возрасте
Программа по воспитанию чувства сострадания через музыку составлена на основе программы " Музыка" для 1 – 4 классов в соответствии с основными положениями художественно – педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и "Примерными программами начального общего образования", а такж ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.probest.site