Логопедия: нарушения звукопроизношения

Материалы » Логопедия: нарушения звукопроизношения

Страница 8

7. При тяжелых нарушениях, когда речь полностью непонятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях.

8. У детей с поражением центральной нервной системы большое значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.

Обучение (индивидуальное и в подгруппе) детей осуществляется в рамках 2 циклов («А» и «Б»), отличающихся разновидностью мероприятий и сроками их проведения. Определение индивидуальной стратегии обучения зависит от стойкости минимальных расстройств слуха и уровня речевого развития. При стойких нарушениях слуха и ОНР (I - III уровень) (подгруппа А) проводится поэтапная работа в соответствии с циклом «А».

Комплексное воздействие в каждом цикле осуществляется поэтапно. Выделяется 4 взаимосвязанных этапа, на каждом из которых параллельно проводится комплекс медицинских, психолого-педагогических и логопедических мероприятий.

Рассмотрим содержание работы на каждом этапе в цикле «А» (ОНР III уровня).

Первый этап — подготовительный — проводится в течение трех недель и включает примерно 14-15 занятий.

На этом этапе осуществляется подготовка ребенка к восприятию различных неречевых и речевых звуков. Для этого логопед стимулирует, и активизирует речевую деятельность детей, их слуховое внимание и слуховую память.

Логопед выявляет с помощью разговорной речи и шепота индивидуальные возможности этих детей разборчиво воспринимать звучащую речь.

На основании результатов составляются индивидуальные рекомендации по организации окружающей среды, т.е. определяются и создаются условия, максимально благоприятные для слухового восприятия. К этим условиям относятся:

1. Отсутствие шума и одновременного говорения нескольких человек во время занятий, так как восприятие различных звуков и речи в шумном помещении затруднено. Это связано с тем, что более слабый по интенсивности звук маскируется шумом и значительно труднее распознается. В результате воздействия таких маскирующих факторов, как шум, писк, звон, шуршание, гудение, стук и др. — у ребенка возникает слуховая усталость, т. е. снижение слуховой чувствительности. На восстановление порога слуховой чувствительности требуется не менее 2 мин. после окончания действия утомляющего стимула. Поэтому нужно не допускать в помещении, где находятся дети, особенно с минимальными нарушениями слуха, различных шумовых помех перед занятиями и во время проведения занятий (шумных ремонтных работ, громкой речи, криков, нахождения клетки с птицами в группе, проведения музыкальных занятий непосредственно перед логопедическими т. д.).

2. Уменьшение реверберации - многократного отражения звуков от стен, потолка и пола помещения (эффект эха). Реверберация уменьшает разборчивость речи, подобно маскирующему шуму.

Поэтому в помещении для занятий необходимо иметь звукопоглощающие экраны, т.е. на полу — ковер, мебель — вдоль стен, на которых расположить панно из ткани или плоские съемные игрушки, украсить группу мягкими игрушками т. п.

3. Слухо-зрительное восприятие устной речи особенное значение имеет в затрудненных акустических условиях, например, при плохой дикции говорящего, в шумной обстановке и т. д. В этих случаях считывание некоторых элементов речи с губ говорящего, возможность видеть выражение его лица, мимику, оказывает помощь акустическому восприятию устной речи.

4. Речь педагога постоянной (равномерной) громкости и слегка замедленного темпа (нормальный темп речи — примерно 4,3 слога в секунду), так как у детей, имеющих речевые нарушения и минимальное снижение слуха, выявлены трудности при узнавании быстро сменяющихся фонетических и тональных элементов.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Новые статьи:

Понятие педагогического творчества
Природа творческого педагогического труда такова, что она изначально содержит в себе некоторые характеристики нормативной деятельности. Педагогический труд становится творческим в тex случаях, когда работа с алгоритмами не дает желаемых результатов. Усвоенные педагогом алгоритмы, приемы и способы н ...

Лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей младшего дошкольного возраста
Язык, как средство общения, возник и существует прежде всего как звуковое явление. Письменный язык возник как фиксация звучащей речи, и с этой точки зрения вторичен по отношению к звуковому языку. Владение звуковым строем языка (наличие произносительных навыков) является обязательным условием общен ...

Артистизм и стильность учителя. Компоненты артистизма
А.П. Чехов говорил А.М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Нужно, чтобы все науки, – будь то матема ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.probest.site