Диагностика музыкального обучения

Страница 2

4) поощрение двойной оценкой (например, сразу две "пятерки" — за творческую оригинальность в исполнительстве, активность в решении проблемных задач или за старание, усердие, желание учиться петь и понимать музыку).

В любом случае не забывайте, что в первую очередь учитель всегда и во всем воспитывает своих питомцев, а не просто учит конкретным знаниям. И потому в оценивании детей ориентируйте учащихся на доброту, понимание, чуткость и справедливость. И тогда эти качества станут для детей неким эталоном их поведения в обществе.

Не спешите ставить "двойку", даже если ребенок на уроке ненароком расшалился. Со строгой интонацией голоса, переживая как свою собственную неудачу, поставьте просто точку в дневнике.

Оценка "3" тоже педагогически не верна, так как она может погасить интерес ребенка и соответственно его потребность в красоте и доброте. Очень важно, чтобы ребенок видел в учителе музыки соучастника своего вхождении в мир музыкального искусства. Радуйтесь удачам ваших воспитанников: ведь их успехи — плод вашего труда. А если видите, что кто-то отстал от вас, подождите, не спешите отмечать недостатки. Помогите своей верой ребенку, не забывайте, что оценка — это не только констатация результата, но и средство мотивации учения.

Оценивать следует все виды музыкальной деятельности детей на уроке. Так, учитель может поставить, например, две оценки — одну за слушание музыки, другую за пение. А может поставить одну общую.

Наряду с текущим учетом, проводимым на каждом уроке, различают итоговый учет в конце каждой четверти и всего учебного года. Данные текущего и итогового учета позволяют проследить динамику музыкального развития детей.

Ю.Б.Алиев полагает, что к основным критериям в определении музыкального развития младших школьников относятся:

— уровень развития художественных предпочтений;

— участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;

— информированность в области художественной культуры общества.

Аналогичные критерии присущи методике изучения музыкальной культуры младших школьников Л.В.Школяр, выделяющей три компонента понятия музыкальной культуры: музыкальный опыт, музыкальнуй грамотность и музыкально-творческое развитие.

Критериями наличия музыкального опыта, согласно Школяр, являются:

— уровень общей осведомленности о музыке;

— наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений;

— мотивация обращения ребенка к той или иной музыке. "Самое главное — выяснить: что ребенок ждет от музыки, что ищет в ней. Ответ на этот вопрос надо искать в сфере духовных накоплений". В этой связи Школяр предлагает младшим школьникам задания на воображаемые ситуации, например: "Если бы ты был учителем музыки, какие произведения ты бы выбрал на заключительный урок четверти года, что бы ты хотел ею рассказать детям?", "Какую музыку ты выберешь, чтобы послушать в кругу семьи?" и др.

В качестве справки приводим некоторые нормативы оценки знаний, умений и навыков, рекомендуемые Институтом художественного воспитания детей АПН:

"5" по слушанию музыки — ученик должен дать правильный ответ, содержащий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности и их взаимосвязи.

"5" по пению — знать нотный текст и слова песни, петь чисто, ритмически точно и выразительно, не иметь существенных недостатков в качестве звучания, дать правильную характеристику качества своего исполнения, при наличии отдельных неточностей — быть в состоянии устранить их при повторном исполнении, уметь петь их по нотам и иметь определенные навыки импровизации".

С духовным постижением музыкального искусства. Л. В. Школяр связывает и критерии музыкальной грамотности:

— степень внутренней открытости школьников для постижения незнакомой музыки;

— наличие у ребенка способности "открывать себя" через музыку;

— степень сопричастности ребенка к содержанию музыки, к стоящим за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально-смысловое содержание;

— степень ориентированности детей в музыкально-драматургических процессах, в выразительных средствах, понимание их организации в конкретном произведении с опорой на закономерности музыкального искусства.

Параметрами оценки владения детьми творческими навыками и умениями являются:

— эмоциональность;

— степень осознанности замысла;

— изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения;

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Дидактическая игра
Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном процессе, как результат активного участия в коллективной познавательной деятельности, заставляет педагогов постоянно искать новые пути дальнейшей активации этой деятельности. Такой поиск привел к появлению некоторых специфических способо ...

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста в норме и у детей с амблиопией и косоглазием
Прежде чем рассматривать развитие слухового восприятия, необходимо понять, что представляют собой такие нарушения зрения, как косоглазие и амблиопия. Поскольку у нас два глаза, то очевидно, что в процессе зрения должны сформироваться два изображения. Для того, чтобы оба этих изображения слились в м ...

Экспериментальная работа по изучению адаптации учащихся начальной школы в среднем звене
Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная гимназия №3» создано в соответствии с Законом РФ об образовании, Областным законом «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении. В своей деятельности школа руководствуется федеральными и областными законодательн ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.probest.site