Урок музыки в начальной школе как основная форма музыкального воспитания младших школьников

Материалы » Диагностика уровня музыкального образования младших школьников » Урок музыки в начальной школе как основная форма музыкального воспитания младших школьников

Страница 1

Под уроком музыки в начальной школе следует понимать завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию младших школьников в целостном учебном процессе. Из определения видно, что урок музыки явно имеет черты, характерные для понимания урока в общей педагогике. Таковыми общими чертами, сближающими урок музыки с уроками по другим предметам начального образования, являются:

• цель — воспитание гармонически развитой личности;

• психолого-педагогические, коммуникативные и социологические закономерности педагогического процесса;

• основные принципы дидактики;

• формы организации урока (общность состава учащихся, единая продолжительность уроков по времени, структурные элементы организации урока — сообщение нового, повторение, проверка усвоения пройденного материала);

• целостность урока (подчинение разных видов деятельности детей конкретной цели урока);

• основные методы обучения.

При этом урок музыки имеет определенную специфику, являясь уроком искусства. Б. М. Неменский в этой связи отмечал, что у рационально-логического, научного и эмоционально-образного, художественного предметов познания существуют разные объекты познания. В одном случае это объективная реальность, в другом — личностное, человеческое отношение к ней и соответственно разные формы познания, формы деятельности, пути освоения, итоги познания и итоги развития.

В этом смысле урок музыки в начальной школе близок другим урокам эстетического цикла — изобразительной деятельности, трудового воспитания и литературы.

Свидетельством этого является общность:

• цели художественного развития учащихся начальной школы (воспитание у детей эстетического отношения к жизни — пробуждение неотчужденного и ответственного отношения ко всему, что их окружает);

• задач (развить у школьников способности восприятия искусства и потребности в общении с ним, дать им опыт полноценного художественного творчества, способствовать развитию их художественно-творческого мышления, воображения, творческого отношения к жизни);

• методов педагогики искусства (побуждения к сопереживанию — Н.А.Ветлугина), приобщения к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства (Б.М.Неменский), обстановки внутренне эмоционального приятия художественного произведения (Б.Т.Лихачев);

• понимания содержания преподавания предметов эстетического цикла (не список изучаемых произведений искусства, не усвоение терминологии, понятий, умений, а отношение к жизни и искусству, которые ребенок открывает в себе и других людях, авторах художественных произведений);

• понимания этапа начального образования как развития эмоционально-эстетической отзывчивости при восприятии окружающего мира.

При этом урок музыки обладает своими характерными особенностями, представляя собой комплекс различных видов музыкальной деятельности детей (пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах в детском оркестре и т. д.). Перечисленные виды музыкальной деятельности детей могут быть представлены в различных комбинациях, следовательно, какого-то определенного "трафарета" в проведении урока музыки быть не должно.

Начало урока с литературно-музыкальной композиции является образным настроем на урок искусства благодаря организации художественно-эстетической среды. Использование музыкально-ритмического упражнения "Поплаваем" оправдано с точки зрения участия в пении общедвигательного механизма, использование тембра колокольчика — с позиции нахождения высокого, полетного звучания детского голоса. Педагогически обоснованно и слушание детьми колыбельной песни "Ай-я, жу-жу" в исполнении учителя, так как в организации вокально-певческой работы на первом этапе знакомства детей с музыкальным искусством не ставится цель выучить как можно больше песен, так же как, к примеру, в методике преподавания иностранного языка педагог не стремится к большому количеству выученных слов, считая более актуальным усвоение разговорной речи. Цель вокально-хоровой работы в первой четверти 1 класса — развитие физиологической и психологической основы певческой культуры детей. В этом отношении педагогически обоснованным следует полагать как основу основ слушание детьми пения учителя.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Содержание, основы методики воспитательной деятельности
Как уже было выявлено, общение и совместная деятельность младших школьников имеют особое значение для воспитательного процесса. От уровня сформированности коллективной деятельности зависит успех всего воспитания, т.к. коллективная деятельность является ведущей в процессе формирования нравственного ...

Виды педагогических игр
Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён. В настоящее время они чаще используются в сфере начального образования. В средней и в высшей школе обращаются к игровым технологиям редко. Игры могут использоваться при знакомстве друг с другом на начальных этапах обучения; могут соч ...

Сенсомоторные процессы
В трудовом процессе любые рабочие движения связаны с восприятиями, в ответ на которые они совершаются и которыми уточняются. Все, что на рабочем месте определяет ощущения, восприятия, т.е. воздействует на анализаторы и определяет ответные действия, называется сенсорным полем, а все то, на что работ ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.probest.site