Характеристика содержания понятия «художественное восприятие»: его свойства, типы, ступени развития

Материалы » Особенности развития художественного восприятия у школьников » Характеристика содержания понятия «художественное восприятие»: его свойства, типы, ступени развития

Страница 3

Только развитие всего комплекса рассмотренных свойств художественного восприятия позволяет осуществлять эффективное его развитие. В этом контексте художественное восприятие выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов, постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия. Из этого следует вывод: художественное восприятие относится к активному типу восприятия.

В результате вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) эстетическое воспитание как обязательное условие развития художественного восприятия;

2) сравнение содержания понятий «восприятие» и «художественное восприятие» обнаруживает следующие важные для нашего исследования момент: художественное восприятие, также как и восприятие в целом – это особый познавательный процесс, а точнее процесс познания того или иного произведения искусства, разворачивающийся в реальном времени и при непосредственном взаимодействии субъекта с артефактом; продуктом данного процесса выступает художественный образ или субъективный «вторичный образ», который может совпадать или не совпадать с образом и идеей задуманными автором. Данное обстоятельство важно для педагогики художественного образования тем, что требует мотивированного и научно обоснованного выбора форм обучения и их особой организации, а также знания научно обоснованных методов организации восприятия произведений искусств в соответствии с их спецификой (временной, пространственной, пространственно-временной);

3) философские подходы, не смотря на свои различные методологические базы, к исследованию феномена «художественное восприятия» единодушно выделяют в нем следующую фундаментальную характеристику: художественное восприятие – это высшая форма познавательной человеческой деятельности, в контексте которой человек приобретает опыт духовно-ценностного освоения миров и отношение индивида к этим мирам, что обязывает педагогику художественного образования к научно обоснованному поиску соответствующих технологий;

4) психология определяет художественное восприятие как результат процесса порождения субъектом новых миров на основе «личностного смысла»;

5) в психологии искусства художественное восприятие рассматривается как процессы художественного восприятия реальности и восприятия произведений искусства;

6) предметность - это специфическая способность, которая формируется в процессе художественного восприятия опредмечивать человеческие эмоции, чувства, переживания и т.п., осуществляемый на бессознательном уровне;

7) в общей психологии целостность восприятия не учитывает фактора специфики видов осваиваемых искусств (временных, пространственных и синтетических), и фактор осмысленности; развитие художественного восприятия должно вестись с учетом двух факторов: специфики природы видов искусства и обязательную осмысленность процесса восприятия;

8) важнейшей характеристикой структурности художественного восприятия является особая упорядоченность художественного образа художником и зрителем, осуществляемая на осознанном уровне.

9) константность художественного восприятия - это способность узнавать предмет в любых меняющихся условиях, качество которой всегда обусловлено персональным художественным опытом (или его отсутствием) конкретной личности общения с искусством;

10) аконстантность это способность, присущая только художественному восприятию, ее суть – в способности «видеть реальный мир в материале искусства».

11) осмысленность художественного восприятия – это способность к осознанию собственных переживаний, понимание их уникальности и смысловой значимости; способность структуру художественного произведения из других стимулов восприятия и ее осознание как источника своих переживаний и средств их воплощения.

12) художественное восприятие – это активный тип восприятия.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Исследование специфики деятельности социального педагога с семьёй в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних «Надежда» г. Петрозаводска
Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального учреждения Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда». Юридический адрес: 185030 Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Володарского, д.45а. В марте 1994 года в городе Петрозаводске открыл свои двери Приют ...

Сказкотерапия младших школьников
Сказка как предмет научного анализа в течение последних ста лет привлекает к себе внимание лингвистов, психологов, философов, антропологов. Высокий интерес к сказке исследователей объясняется ее общечеловеческой универсальностью: сюжеты, композиция, герои сказки узнаваемы во все времена и активно и ...

Использование игрового метода на практике
Игровой метод для активизации познавательного интереса к изучению иностранного языка, в частности, ролевых игр, был применен нами на практике. Теоретические результаты нашего исследования использовались в учебной практике средней школы при прохождении педагогической практики в гимназии № 56, в 7 «г ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.probest.site