Изобразительно-сюжетное творчество

Страница 5

Работа велась 3 месяца по 4 часа в неделю. Рисовали с натуры предметы, подобранные так, чтобы побудить рисующего на обнаружение моментов, существенных для характеристики. Кроме того, характеризовали динамические состояния (бокс, колка дров и проч.).

С урока на урок давались задания, где к указанным задачам прибавлялась задача максимального использования материала.

Наконец, дабы радикальнейшим образом приучить работавших к тому, что они всегда художники (а не только в классе), я завел «книги живота» — тетради для постоянных беглых зарисовок, не столько с натуры сколько по памяти. Смысл их — тот, что они приучают на каждую вещь, во всяких обстоятельствах, смотреть анализирующим глазом, «корыстно», в предвидении того, что через 5 минут ее надо будет изобразить. Работа в этой книге — гл. обр., не с натуры, а по памяти,— фиксации образов. Ее профессиональный смысл: приучение рисовать не непосредственно с натуры. Ее педагогический смысл: развитие зрительной памяти и привычки анализировать видимое в направлении извлечения из него образа».

Однако и здесь очень нужен педагогический учет характера переломной фазы, как периода изживания последних признаков двигательно-осязательной установки и растущего укрепления установки зрительной. Эта мысль даст руководящую нить для ряда педагогических приемов. Так, в тех случаях, — а их очень много, — где зрительное восприятие не вызывает достаточно ясного образа для воспроизведения его по памяти, необходимо дать его воспроизвести по непосредственному впечатлению. Но иногда и это не помогает. Результат не удовлетворяет ребенка. Зрительного сходства не получается между предметом и изображением. Тогда полезно ввести прием осязания и определения как основных, так и частных признаков предмета этим путем. Следствия получаются очень часто весьма существенные и положительные: творческая проекция воспринятого образа, — особенно в лепке, — оказывается значительно удачнее.

Исходя из необходимости изживания двигательно-осязательных воспоминаний в зрительном воспроизведении, я нахожу не вредным там, где все иные приемы не достигают цели, даже обведение рукой или карандашом формы по контуру. Не нужно только злоупотреблять этим приемом и следует отказываться от него, как только произойдет у ребенка необходимый сдвиг психики.

Натуралистический уклон переходного возраста, перенося внимание ребенка на организацию точных зрительных восприятий от мира, может быть опасен для чисто художественных требований, которые должны быть предъявлены к продуктам его творчества.

Обычно происходит понижение художественного качества этих продуктов: ослабляется чувство цвета, гармонии форм и их отношений.

Борьба с этим недостатком могла бы быть развита по пути одновременного усиления, с, одной стороны, интереса к профессионально-техническим задачам, — задачам художественного ремесла, с другой — уклоном в производственное искусство со всеми его требованиями. Ибо утилитарность ведет к наибольшей экономии и собранности средств, — в том числе, конечно, и средств художественного выражения. Иллюзорно-натуралистическая изобразительность должна быть подчинена требованиям такого построения формы, которое определяется задачами декоративными, орнаментальными, агитационно-рекламными, книжно-графическими. Каждая из этих разновидностей утилитарно-практического и художественного обобщения дает свои условия и границы конструктивного и композиционного использования, как художественного материала, так и извне схваченного, наблюденного образа в целостном произведении искусства.

Здесь мы вступаем в область художественно-производственных задач, связанных с возрастом, и достаточно разработанных в главе о педагогике орнаментально-декоративного творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новые статьи:

Внеклассное исследовательское занятие по оптике для учащихся 8 класса по теме "глаз и зрение"
Тип занятия: внеклассное экспериментальное исследование. 1) познавательная цель: знакомство учащихся с новыми физическими понятиями, явлениями и их законами; 2) развивающая цель: создать условия для развития мышления, коммуникативных и мыслительных качеств учащихся; 3) практическая цель: учить учен ...

Особенности работы социального педагога
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Рассмотрим последовательно каждую из составляющих. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального п ...

Состояние проблемы формирования речи-описания у детей в теории дошкольного воспитания
Анализ педагогической литературы по вопросам обучения детей описательной речи показывает, что данная проблема давно интересует исследователей. Несмотря на различия в подходах обучению и методическом решении, все исследователи единодушно подчеркивают роль организации специальных занятий в становлени ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.probest.site