Изобразительно-сюжетное творчество

Страница 4

Следующая фаза — сопоставление группового, остро чувствуемого образа с данным, индивидуальным впечатлением. Здесь важно показать, как индивидуальное создается из смещения, иногда самого незначительного, общих типических форм и отношений. Следует дать четко почувствовать и понять, что индивидуальное заключается и дается не мелочами, не случайными признаками, а своеобразными пропорциями главных масс, их отношениями в состоянии покоя, напряжения. Следует показать, что можно весьма суммарным приемом, избегая всех случайных и мелких признаков, дать поразительное сходство изображения с изображаемым предметом. Поиски лаконической выразительности индивидуального должны идти тем же путем, что и поиски выразительности типической, вплоть до наиболее сгущенного намека на самое основное в индивидуальном состоянии или действии.

Развитие в ребенке, а позднее — в подростке, способности острого восприятия и такого же острого отражения типического и индивидуального в окружающей его среде делает его особенно тонким аппаратом для улавливания пульса и характера жизни, для сознательного и чуткого ее оформления.

Практически-методические приемы такого воспитания глаза могут быть весьма разнообразны в зависимости от особенностей детской психики, внешней среды и воспитательно-образовательных задач. Считаю необходимым отметить здесь очень интересную и своеобразную опытную работу в том же направлении, которая в течение прошлого учебного года была проведена художником Н.Н.Купреяновым в детском доме имени Карла Маркса.

Дальше пользуюсь в характеристике метода изложением самого художника-руководителя.

«Метрополия изобразительного искусства — живопись. Это положение, правильное еще для середины XIX в., для нашего времени кажется мне неправильным, — вот почему:

«Социальный заказ» на изображение отнят у живописи фотографией (портрет любимой женщины, похороны вождя и пр.). Живопись, во времена Тициана, долженствовавшая прежде всего изображать, и лишь «контрабандой» протаскивавшая «формальное», — тоже благодаря фотографии, свободна от этой своей, некогда основной, функции. Это позволяет ей целиком сосредоточиться на формальном — композиции, перспективе и пр. Так как проблема изображения с этими формальными проблемами может вовсе не совпадать, то за последние 50 лет именно чистота и радикализм постановки формальных проблем в живописи сделали ее принципиально неизобразительным искусством. По сравнению со старой живописью она, во всяком случае, мало изобразительна. Тициан писал человека, Сезанн в человеке заинтересован постольку, поскольку в нем есть объёмы. Поэтому совр. живопись утратила культуру образа. Тем самым, она не имеет права называться именно «изобразительным (изображающим) искусством».

Дальше художник утверждает, что культуру «образа», вместо живописи, взяло на себя ныне искусство полиграфическое, которое может быть названо по преимуществу изобразительным, документирующим.

«Так образом, мне кажется, — говорит Н. Н. Купреянов, — что культура образа есть основное дело художника-графика, поскольку он ориентирован не на станковое (имманентно – мотивированное) искусство, а на искусство, имеющее определенную точку социального приложения, и в формальной своей части неизбежно предопределенное этим приложением.

Для проверки вытекающих отсюда в области методико-педагогических выводов я взял группу подростков. Эта группа из шести девочек 15—16 л. Оканчивают II ступень. Кадр мастерской ИЗО детского дома им. Карла Маркса. (Станция по художественному воспитанию Г.С.В.). До меня получили живописно-малярную подготовку от Н.И. Голейзовской в формах ортодоксальнейшего живописного станковизма. Все по окончании II ст. хотят продолжать профессионально-художественную работу.

Имея дело с таким материалом, я поставил себе задачи: 1) по отношению к ним — подготовить их по рисунку к поступлению на граф. фак. ВXТМ, как дающий наибольшее количество возможностей для работы художника в жизни; 2) по отношению к себе — попробовать учить рисованию не в порядке перенесения в рисунок проблем совр. живописи, а в порядке воспитания творчески-сознательного отношения к образу.

Исходя из соображений, изложенных выше, я полагал правильным не навязывать им никаких «объективно»-формальных истин и представлений. Все так наз. формальное должно сложится само собой в результате скрещивания условий технически производственных, с одной стороны, и условий «потребления» — с другой. Поскольку классная работа не предполагает «потребления», постольку остается сознательно не заполненное место. Оно будет заполнено при соприкосновении с фактической производственной задачей.

Вместо того я учил видеть вещи и характеризовать их путем сознательного отбора существенных признаков.

Основное положение: ни одна вещь не похожа на другую. Проблема портретного сходства в ножке стула имеет столь же богатый материал для своего разрешения, как в человеческом лице.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Проблема театрализации в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов
Проблема театрализации, на наш взгляд, тесно связана с теорией проблемного обучения, с его развивающим потенциалом (В. Оконь, А.В. Брушлинский, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин и др.). Учение, значимое для учащихся, имеет обыкновенно место в ситуациях, воспринимаемых как проблемные (К. Родже ...

Роль педагога художественного образования в развитии художественного восприятия школьников в процессе эстетического воспитания
Комплексное развитие художественного восприятия требует планомерного и систематического развития, основой которой является эстетичное воспитание художественного восприятия, т.е. с развития способности видеть прекрасное в окружающем мире. Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формир ...

О роли воспитания, его целях и задачах
Взгляды Коменского на ребенка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых представлений. Вслед за гуманистами эпохи Возрождения Коменский отвергал религиозные измышления о греховности природы человека, хотя и не освободился еще от влияния религии. Так, он полагал, что те ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.probest.site