Орнаментально-декоративное творчество

Страница 6

Дни производственные были посвящены опытному изучению техники производства и коллективному выполнению избранных также коллективно эскизов.

Производственная техника была поставлена очень разнообразно. Было введено печатание по холсту при помощи трафаретов. На организацию чисто набоечного дела не хватало материальных средств. Окрашивание ткани и пряжи было связано с вышивкой, частью как самостоятельным видом производства, частью как дополнительной обработкой окрашенного через трафарет холста. Росписи дерева составили особый большой отдел производства мастерской. Организовано было и изготовление игрушек. Особенно удачной оказалась набивная игрушка. Игрушка деревянная изготовлялась только путем выпиловки из фанеры, а затем раскрашивалась. Деревянную круглую игрушку не изготовляли также из-за недостатка средств хотя бы на самое элементарное оборудование. Ныне появилась игрушка из папье-маше.

Необходимо, наконец, отметить и опыты изготовления плаката, своеобразные и в общем весьма удачные.

Изготовленное мастерской не все выпускалось на рынок. Был и здесь строгий коллективный отбор наиболее удачных вещей. Была здесь и большая опасность: внедрение вкуса покупателя, вкуса в массе невысокого, и — в сущности, и на Западе и у нас весьма мещанского, пошлого, эта опасность была учтена в должной мере руководительницами, строго следившими за тем, чтобы цели торговые не господствовали над целями педагогическими. Делать это было весьма нелегко, так как мастерская хронически была почти без средств, терпела всяческие утеснения и кризисы. Ее существование — дело исключительной энергии инициаторов, их „воли к жизни», воли к настойчивой охране своего детища, которое на Западе было бы давно предметом особого общественного и педагогического внимания. В заключение хочу отметить очень стройную организацию самоуправления учащихся, вырабатывающую прекрасную коллективную дисциплину труда. Интересно разделение детей в производстве на учеников и подмастерьев. Каждый ученик становится подмастерьем, только пройдя солидный стаж. Состав школы-мастерской определяется количеством приблизительно около пятидесяти человек учащихся. Все они дети рабочих района.

Все эти примеры я привожу для того, чтобы показать, как мало нужно педагогических усилий, чтобы детское творчество развернулось в полном размахе своей преображающей жизнь художественной воли. Так почти «из ничего», пользуясь клеевыми дешевыми красками, оберточной бумагой, мелом и углем, всякими «бросовыми» материалами, проявляя удивительную изобретательность, дети изменяли до неузнаваемости окружающую их бытовую обстановку. Роль педагога здесь сводилась только к организационной и технической помощи, чаще — совету, да к добыванию материалов (правда, ныне крайне, — и, конечно, временно, — затрудненному). Творческая самостоятельность детей бережно охранялась. Да и какому взрослому художнику можно было бы соперничать со стихийной силою детского художественного темперамента? Эта красота — ясное доказательство отсутствия всякого влияния со стороны взрослых. Детское творчество в области художественной организации и обработки бытовой обстановки можно расширить до любого предела. В сущности украшение быта — наиболее легкая разновидность. Здесь неиссякаемые мотивы для украшения употребляемых детьми вещей: деревянной посуды, тетрадей, переплетов книг, для изготовления заставок, концовок, иллюстрирования своих работ, журнала. А далее: создание нового, художественного уюта, даже изготовление детьми предметов обстановки, доступных их технически-трудовым навыкам; в крайнем случае — разработка детьми эскизов, макет для тех изменений, какие им технически не под силу. В этом процессе в связи с возрастом (обычно, конец детства) имеют большое значение целесообразные толчки от пробуждающих творчество впечатлений: знакомство с аналогичным творчеством детей, с народным искусством в особенности (по взаимной близости в творческих первоистоках), с целостными группировками бытовой обстановки, которая могла бы быть детям «по душе».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Развивающее обучение И.Г. Песталоцци и А. Дистервега
Мировоззрение Песталоцци являлось идеалистическим и имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения. Песталоцци утверждал, что воспитание и образование должны быть достоян ...

Возрастная и педагогическая психология
Эти две прикладные отрасли психологии, если их рассматривать вместе как единую учебную дисциплину, представляет собой применение общепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы (это наиболее исследованный отрезок жизни человека) и психологических условий эффективности ...

Организация экспериментального исследования. Констатирующий эксперимент
Экспериментальная база исследования: г. Егорьевск, школа №3. Экспериментальная группа: 5 детей в возрасте 7 лет. (1класс) Контрольная группа: 5 детей в возрасте 7 лет. (1 класс) Экспериментальная работа строилась по следующим этапам: 1. Констатирующий эксперимент; 2. Формирующий эксперимент; 3. Кон ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.probest.site