Объемно-пластическое творчество. Детская лепка и скульптура

Материалы » Бакушинский А.В. и его вклад в развитие художественного образования » Объемно-пластическое творчество. Детская лепка и скульптура

Страница 4

Начинать работу по дереву с выпиливания силуэтов из фанеры или тонких деревянных пластин, постепенно переходя от силуэта к круглой пластике я считаю безусловно неверным педагогическим приемом. В естественном развитии ребенка путь обратный, обусловленный таким же естественным переходом от двигательно-осязательного восприятия объемов к зрительному. Этим путем необходимо следовать и педагогически.

Изготовление детьми игрушек, поставленное сначала в процессе игры и первичного ознакомления с пластическими материалами и техникой, может превратиться позднее в подлинные художественно-производственные процессы с возрастающим упором на мастерство, сделанность и техническую законченность изготовляемых вещей. Такую постановку дела мы наблюдаем в описываемой ниже школе-мастерской «Детское творчество». Производство игрушек и игрушечных вещей открывает два пути в среднем и позднем детстве, а также позднее — в отрочестве, оба с уклоном профессионально-производственным: можно делать с возрастающим совершенством конструктивно обоснованные и художественно оправданные вещи для жизни. Это область ручного труда с специальным назначением и методами, о которых здесь говорить нет смысла. Я могу лишь отослать здесь к специальным руководствам и специальному опыту школ с художественно производственным уклоном. Следует, однако, помнить, что чрезмерное увлечение производственностью, утилитарностью, особенно в возрасте переходном и отроческом, может поставить ребенка в враждебные отношения к искусству. Педагогу особенно следует знать, что искусство не равно индустрии. В нем свой остаток и наиболее специфический и наиболее драгоценный: внеутилитарный. Этот остаток, конечно, и оправдывает существование искусства вообще, в производстве — в частности. Искусство начинается там, где кончается утилитарность. И только тогда оно становится организующей формой жизни, т.е. предельно практически нужным и целесообразным. В этом его смысле и значении нет различия между искусством «высоким» и «низким», «чистым» и «производственным». Примитивная психика, психика детская это понимает интуитивно, органически. В переходном возрасте это отношение требует внимательной культуры. Но ребенок охотно делает и художественные произведения внеутилитарного значения. Эти продукты можно отнести к области самодовлеющей, находящей в себе самой оправдание скульптуры.

Внеутилитарный подход детей к продуктам объемно-пластического творчества наблюдался нами и в раннем возрасте. Позднее он крепнет в связи с ростом способности и потребности художественного созерцания, основным признаком которого является бескорыстная эмоция большего или меньшего напряжения.

Самодовлеющая скульптура, выходящая из рамок игрушечного характера и назначения, как форма художественного творчества, особенно привлекает внимание детей в позднем и переходном периодах. Она, в сущности, как господствующая форма обработки пластических материалов, остается и в отроческом возрасте. Интерес к ней охватывает самый ответственный в педагогическом отношении период — ломки мировосприятия.

Законы примитивной пластической формы должны здесь получить свое окончательное разрешение, чтобы она была вполне изжита ребенком. Отправляясь от этих форм и их осознания, ребенок легче и технически удобнее перейдет к новой концепции и связанным с нею приемам. Необходимо сначала ему помочь организовать движение, не изменяя фронтального положения изображения, замыкая это движение между двумя плоскостями: передне-планной и задне-планной. Это достигается введением приема «соntra-posto», напр., двойной опоры тела на ногу и руку. Дальше — движение в сторону с наклоном всего тела вперед и назад. После этого — движение тела и его частей вокруг вертикальной оси тела и, наконец, оси наклонной в разных направлениях. Тот же путь должен быть проделан в рельефе закономерным развертыванием пластических масс и форм между двумя фронтальными плоскостями — задней и передней. По законам примитивной геометрально-плановой проекции это будет сначала разложение предмета, потом поиски профильного его положения и, наконец, поиски ракурсов. Здесь очень важно воспитать чувство меры и сознание пластической ответственности за изменения в рельефе объемных форм, за своеобразную проекцию в его условную глубину — полуреальную, полуиллюзорную, правильных отношений глубины реальной. Воспитание умения разрешать такие задачи удобнее всего вести в том порядке обработки рельефа, но только рельефа, какой так хорошо разработан Гильдебрандтом.

При обучении лепке важно пробудить в ребенке умение ставить себе идеальную конечную цель, а не идти послушно за материалом и случайными ассоциациями, вызванными такими же случайными изменениями его формы. Необходимо выработать в нем навыки постепенного заполнения этой идеальной формы как бы изнутри до необходимого предела. Материалы жесткие, скульптурные: та же глина, уплотненная, подвергаемая обработке ножом, гипс твердый, дерево, камень — все они требуют к себе иного метода отношения. Здесь путь обратный. Здесь идеальная форма отыскивается извне в блоке, в котором она скрыта, отыскивается путем отнятия, отбивания от него всего излишнего.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
Специальное комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития развернулась в отечественной науке в 60 – 70 гг. 20-го века. Но, интерес к стойко неуспевающим детям возник гораздо раньше. Так, в начале 20-го века уже говорилось, что школьные неудачи могу ...

Общепсихологическая характеристика содержания понятия «восприятие»: его свойства, типы, ступени развития
Возможность понимания фундаментальных закономерностей функционирования художественного восприятия требует, прежде всего, знания психических механизмов восприятия вообще. Цель данного параграфа: охарактеризовать содержательное наполнение термина «восприятие», как познавательного процесса, выявить ег ...

Педагогическая техника, ее компоненты
Педагогическая техника — это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало ...

Copyright © 2014-2021 - All Rights Reserved - www.probest.site